Экология человека. Культура здоровья.

Учебник 8 класс


Скачать
ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.pdf
Adobe Acrobat документ 888.5 KB

                                        Содержание программы                                                  

Раздел I. Введение (0,5 ч)

    Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественнонаучного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

Раздел II. Окружающая среда

 и здоровье человека (7ч)

    Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

    Человек как биосферное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим и социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

    История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

    Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

    Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

    Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

    Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья.

    Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.

 

Раздел III. Влияние факторов среды

на функционирование

систем органов (22 ч)

Опорно - двигательная система (2 ч)

    Условия правильного формирования опорно – двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

    Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.

    Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.

Кровь и кровообращение (5 ч)

    Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия.  Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

    Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

    Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы.

    Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).

Дыхательная система (1 ч)

    Правильное дыхание. Горная болезнь.

    Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

Пищеварительная система (4 ч)

    Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

    Рациональное питание. Режим питания. Диета.

    Практическая работа. О чём может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).

    Проектная деятельность. Рациональное питание.

Кожа (3 ч)

    Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

    Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

    Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.

Нервная система

Высшая нервная деятельность (5 ч)

    Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

    Практическая работа. Развитие утомления.

    Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

Анализаторы (2 ч)

    Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

    Лабораторная работа. Острота слуха и шум.

    Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).

 

Раздел IV. Репродуктивное здоровье (4 ч)

    Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.

    Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

    Заболевания, передающиеся половым путём. Значение ответственного поведения.

 

Раздел V. Заключение (0,5 ч)

    Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.


Темы рефератов (проектов)

 

Этнические группы, проживающие в вашем населенном пункте, их общность и  

особенности.

2. Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.

3. Мои этнические корни. Этнография моей семьи.

4. Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье.

5. Климатические курорты нашей страны (или региона).

6. Прогноз погоды устами медика (о профилактике некоторых заболеваний.

7. Сохранение здоровья при путешествиях.

8. Отношение к здоровому образу жизни на разных этапах развития человеческого  

     общества.

9. Города Древнего мира (Афины, Спарта, Карфаген и др.): условия существования разных  

групп населения и их взаимоотношения с окружающей средой.

10. Условия существования городского (сельского) населения в эпоху феодализма.

11. Влияние капиталистического производства на природу и здоровье человека.

12. Наиболее актуальные экологические проблемы нашего региона.

13. История возникновения экологических проблем нашего региона.

14. Диета и здоровье.

15. Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей).

16. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.

17. Способы закаливания.

18. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к сну человека.

19. Циркадные ритмы и здоровье.

20. Электромагнитные поля и здоровье.

21. Факторы окружающей среды, положительные для здоровья.

22. Полезные и вредные для здоровья человека растения.

23. Полезные, вредные и опасные для здоровья человека животные.

24. Гидросфера и здоровье.

25. Литосфера и здоровье.

26. Атмосфера и здоровье.

27. Ионизирующая радиация и здоровье.

28. Нетрадиционная медицина.

29. Фитотерапия.

30. Народные средства в медицине.


КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ №1

1.      В каких клетках алкоголь накапливается в максимальных количествах?

А) нервные клетки

Б) клетки кожи

В) клетки крови

Г) половые клетки

Д) клетки костей

Е) клетки печени

      2.  Какие последствия возникают при воздействии никотина на организм человека?

А) увеличения слюноотделения

Б) сужение мелких кровеносных сосудов

В) усиление сокращения кишечника

Г) повышение кровяного давления

Д) сужение зрачков

Е) увеличение ломкости костей

      3. Расположите стадии зависимости человека от наркотических веществ в порядке их формирования:

А) Защитные реакции на отравление

Б) Истощение функций организма

В) Психическая зависимость от наркотиков

Г) Физическая зависимость от наркотиков

     4. К абиотическим факторам относят

а) нашествие саранчи

б) образование колоний птиц

в) подрывание кабанами корней

г) засуха

    5.  Как называются все факторы живой и неживой природы, воздействующие на отдельные особи популяции, вида?

 а) абиотические

 б) экологические

 в) антропогенные

 г) биотические

  6.  К биотическим компонентам экосистемы относят

а) газовый состав атмосферы

б) состав и структура почвы

в) особенности климата и погоды

г) продуцентов, консументов, редуцентов

 7. В какую погоду люди чаще болеют простудными заболеваниями?

А) холодную влажную

Б) холодную сухую

В) теплую влажную

Г) теплую сухую

 8. Объясните под воздействием каких факторов среды возникли внешние приспособительные признаки различных рас человека.